1966. ЗАПАДНАЯ АФРИКА, ЗАПАДНЫЕ КЕЙВЫ

Рабат. 1966 г.
    1966 год был богат событиями. Весной мы совершили путешествие по странам Западной Африки. 10 апреля после таможенного досмотра и всяческого оформления с московского аэродрома "Шереметьево-1" вылетели в Марокко.
    Летели с посадкой в Белграде 3,5 часа, а затем 7 часов до Рабата. В самолете страшно болтало, чувствовалось, что летели под морем. В Рабате нас Африка не встретила жарой – было всего 13 градусов.
    В Рабате осмотрели старую и новую часть города, дворец короля. Затем вдоль берега моря поехали в Касабланку. Берег низкий, песчаный или каменистый с очень небольшой растительностью.
    Касабланка – крупный промышленный город с населением около 1,5. миллиона человек. Город весь белый, очень красивый.
    В Касабланке мы сели на наш советский корабль "Армения". Мы в это путешествие были вместе с Женей Козловым и Таней Ивановой. У нас на четверых была каюта на нижней палубе, так что в иллюминатор можно было любоваться волнами океана. Когда наш корабль вышел в Атлантику, нас встретила мертвая зыбь. Меня и Таню так укачало, что мы лежали на койках, не поднимая головы, а наши мужчины (Игорь и Женя) бодрствовали и всё пытались накормить нас завтраком. В столовой столы были накрыты, но желающих поесть были единицы.
    Мы пролежали до обеда. После обеда выползли на палубу, но было холодно. 13 апреля – мой день рождения. Зыбь кончилась, настало тепло. Целый день загорали, купались в бассейне. Я получила кучу поздравительных телеграмм, а корабельный кок мне преподнес изумительный торт. Вечером на палубе устроили маленький сабантуйчик. В гостях были Лия Когарка и Игорь Рябчиков, которые тоже были в этом круизе. Евгений Константинович и Игорь Дмитриевич Рябчиков спорили по вопросам петрологии, а мы наблюдали за дельфинами, которые следовали за кораблем.
    16 апреля прибыли во Фритаун – столицу Сьерра-Леоне. Здесь мы побывали в зданиях Алмазной компании, Парламента, в музее. По года стояла изнурительная: высокая влажность и температура 38-40 градусов. Вечерняя прогулка по городу не обошлась без приключений. Город очень плохо освещен. В темноте у многих туристов местные жители срывали сумки и фотоаппараты. В нашей группе у одной эстонки украли сумочку, в которой была вся выданная нам валюта. Пришлось всем членам нашей группы выделить часть валюты ей, чтобы восполнить потерю.
    18 апреля снова вышли в море, а 19 приплыли в Дакар – столицу Сенегала. Центральная часть города чистая, ухоженная, на окраинах грязно, здесь ютится беднота. Во время нашего пребывания в Дакаре проходила Всемирная выставка негритянского искусства, а вечерами демонстрировали танцы негров Верхней Вольты, Бразилии, Сенегала, Дагомеи.
    Во время пребывания в Дакаре ездили на остров Горе. Этот остров в прошлом был сборным пунктом, откуда негров отправляли в рабство.
    Очень интересной была поездка в деревню Кайар. Хижины из пальмовых веток стоят прямо на песке на берегу океана. Жители, в основном, заняты рыболовством. Пойманную рыбу разделывают тут же на берегу, поэтому вся деревня пропитана запахом тухлой рыбы.
    С 23 апреля снова плыли по Атлантике. За кормой бушевал семибалльный шторм и в этой качке был организован праздник "Нептуна". Из бассейна, где купали туристов, вода выплёскивалась на палубу. Мы все получили грамоты, подтверждающие прохождение тропика Рака.
    27 утром наш корабль прошел через Гибралтар и качка утихла. Средиземное море встретило нас тишиной. 28 прибыли в Алжир. Город стоит на склоне горы и ступенями поднимается вверх. Во время нашего пребывания почти весь день шёл дождь, но мы успели осмотреть город и побывать в археологическом музее.
    29 апреля наш корабль снова в море, а 30 прибыли в Неаполь. Город и Везувий были в тумане. После завтрака поехали осматривать город, а затем – в Помпеи. Помпеи на всех нас произвели колоссальное впечатление. Удивительно мастерство людей начала нашей эры. Осмотрели музей, улицы мёртвого города, бани. Уже тогда в банях горячий воздух подавался между стен, в банях были бассейны с горячей и холодной водой, сохранились росписи, инкрустации, мозаика.
    1 мая на автобусах выехали в Рим. Ехали три с половиной часа по старой Аппиевой дороге, которая идет вдоль моря. Вдоль дороги сады, поля, дома в деревнях выкрашены в яркие цвета. В Риме нас разместили в старой гостинице, почти без удобств. После обеда осмотрели город: Колизей, Форум, Пантеон, Капитолий, памятники Гарибальди и Джордано Бруно и др.
    На второй день пребывания в Риме были в Ватикане. Осмотрели собор Святого Петра, видели величественные произведения Микеланджело, Рафаэля. Вечером выехали в Неаполь, откуда снова на корабле вышли в открытое море, а утром 4 мая вошли в порт Мальты – Ла-Валетту. Нас встретили букетиками цветов и испанскими мелодиями, которые исполнял квартет музыкантов. Город очень чистый, а народ дружелюбный и веселый. Здесь мы осмотрели собор мальтийского ордена Святого Джованни, музей оружия, дворец правительства, старую часть города – Медину. Вечером гуляли по городу, а в 12 часов ночи отплыли в Пирей, куда прибыли 6 мая в 9 часов утра.
    После завтрака сразу же на автобусах поехали в Афины, где осмотрели Акрополь, познакомились с памятниками античной Эллады: храмом Афины-Паллады, остатками храма Эрехтейона, театрами Диониса и Одеона. Проехали по главным улицам Афин. После обеда осматривали Пирей. Город довольно грязный, с множеством лавочек. Среди торговцев много русских, приехавших из России в разные годы. Нашим гидом в Греции тоже был выходец из России – кубанский казак.
    7 мая в 8 часов утра наш корабль отошел от пирса. Плыли вдоль пустынных гористых берегов Греции. Вечером Игорь, я и Евгений Константинович были в каюте. Игорь рисовал, мы – читали. Таня была в кают-компании на танцах. Вдруг наш корабль затрясло, по радио объявили морскую тревогу. Евгений Константинович схватил спасательный жилет и побежал в кают-компанию за Татьяной Николаевной.
    Игорь Владимирович спокойно отложил свои кисти, сказал мне, чтобы не волновалась, и пошел на палубу выяснять обстановку. Оказалось, в начале пролива Дарданеллы на наш корабль налетел греческий корабль, плывший под панамским флагом. Он-то и сделал в нашем корабле пробоину в 9 квадратных метров выше ватерлинии. Нос греческого корабля влетел в каюту наших земляков – мурманчан. До 4-х утра команда заделывала пробоину и в Стамбул пришли с большим опозданием. В темпе осмотрели храм Айя-София, Голубую мечеть, город и вечером теплоход отошел от Стамбула. 9-го мая в День Победы мы прибыли в Одессу. Круиз окончился, нам разрешили переночевать на корабле, но кормить больше не собирались. Игорь и Женя схватили сумки и побежали в город купить что-нибудь поесть и выпить – отметить День Победы. На следующий день вечером мы улетели в Москву, а затем домой – в Апатиты.
    Мы приехали отдохнувшие, загорелые, а Игорь Владимирович, кроме впечатлений, привез этюды. Он во время длинных переездов между городами много рисовал. В конце круиза его руководители в кают-компании организовали выставку работ художников-туристов. На теплоходе среди туристов было несколько профессиональных художников. Удивительно было то, что одного из довольно известных художников (кажется его фамилия была Давыдов) стали поздравлять, приняв этюды Игоря за его произведения. И правда, африканские этюды Игоря Владимировича были выполнены вполне профессионально и впоследствии неоднократно экспонировались на различных выставках.
В поле. Западные Кейвы
В поле. Западные Кейвы. 1966 г.

Приехав в Апатиты, мы тут же начали подготовку к полевым работам. В 1966 году мы снова поехали на Западно-Кейвский массив щелочных гранитов. Водителем вездехода на этот раз был не Слава Кутузов, а Григорий Иванович Сергеев. Впервые в поле с нами поехал наш сын – Женя. Он в этом году закончил 9-й и перешёл в 10-й класс.
    Благодаря вездеходу, исследованиями охватили большой район от северной границы массива до южной. Выполнили дополнительные исследования Сахарйокского массива и в южном контакте щелочногранитного массива с гнейсами открыли ещё один массив нефелиновых сиенитов – Кульйокский. Составили его геологическую карту. Массив имеет дайкообразную форму, его мощность 200 м. и был прослежен на протяжении 1,2 км.
    На Сахарйокском массиве взяли большие пробы нефелиновых сиенитов для обогатителей, чтобы получить концентрат циркона, бритолита и флюорита, содержание которых в отдельных разновидностях составляло промышленный интерес.
    В дальнейшем по нашим рекомендациям на этом массиве была выполнена разведка с бурением, до глубины 300 м., подтвердившая наши рекомендации.
    В этот сезон с нами был пёс Тимка. Хозяином Тимки был Николай Александрович Воронков, заместитель Председателя Президиума КФАН СССР, который попросил взять пса в поле на время его отпуска.
    Были в поле и курьёзы. Так, Женя из своего духового ружья подстрелил куропатку. Мы, его первую в жизни добычу, сварили в супе и дали храброму охотнику во время обеда. Так как птица была очень горячая, Женя её вытащил из миски и положил на камушек остывать. Тимка, не долго думая, подошел к камню и тихонько за лапку потянул себе. Тут между Тимкой и Женей произошел конфликт. Победил Женя, съел куропатку, а косточки отдал Тимке.
    На обратном пути домой Тимка ехал с нами в кузове вездехода. А чтобы он не убежал, мы привязали его к скобе вездехода. Это было наше упущение. В какой-то момент, по-видимому, почуяв запах дичи, он рванулся с вездехода и лапа попала под удар гусеницы. У него была сломана лапка. Пришлось наложить шины. Остальной путь он смирно лежал в кузове вездехода, тихонько постанывая.
    Приехав в Апатиты, Тимка жил у нас, т.к. его хозяева были ещё в отпуске. Игорь Владимирович, приходя на обеденный перерыв домой, на руках выносил пса на улицу. И уже когда нога у него полностью зажила и он мог передвигаться самостоятельно, как только приходил Игорь, Тимка подбегал к нему и протягивал лапы, как бы говоря: неси меня на руках.
    После поля мы поехали в Сочи на дачу. Сейчас на даче с детьми жила только моя мама. Моя сестра Тома с семьёй уехала жить в Сыктывкар, мама Игоря умерла. Маме уже трудно было одной справляться с хозяйством и она попросила продать дачу. Купили дачу её старые хозяева за ту же цену, что и покупали мы. Дача сослужила свое назначение – дети на ней выросли. Женя перешел в 10-й класс, Валера – в 5-й. В последующие годы Валера с бабушкой Толей ездили отдыхать летом в Хосту.
    Мы с Игорем в сентябре с докладом "Граниты Кольского полуострова" снова были в Киеве. Здесь по инициативе Межведомственного петрографического комитета было созвано Первое региональное петрографическое совещание по Европейской части СССР. Совещание было посвящено вопросам петрографии, структурной петрологии, формационному делению магматических и метаморфических пород. На этом совещании с докладами от института выступали также Е.К.Козлов и И.А.Петерсилье.
    После совещания было намечено 3 экскурсии в различные районы Украины. Игорь Владимирович выбрал Волыно-Подольскую экскурсию, которая включала осмотр выходов пород овручской эффузивно-осадочной серии, габбро волынского комплекса и комплексов коростеньских и бердичевских гранитов. Экскурсия была очень интересной, но с приключениями.
    Когда мы ехали в автобусах в город Бердичев, прошел сильный дождь и весь наш караван автобусов застрял в грязи размытой грунтовой дороги, не доезжая Бердичева. Пришлось ночевать в автобусах. А так как выехали мы в жаркий день, естественно, были легко одеты. Чемоданы с нашей тёплой одеждой увезли в Бердичев раньше. Ночь была холодная, кроме газет у нас ничего не было. Спали, свернувшись калачиком на скамейке автобуса, укрывшись газетами. Так провели ночь. С рассветом солнышко подсушило дороги, к нашему каравану пробился УАЗик с водкой и яйцами.
    Выпив и закусив, по высохшей дороге нас повезли по объектам экскурсии.
    Ещё одним событием известен 1966 год. 7-го июля наш город получил своё имя – Апатиты.