1970. НОВАЯ ПЯТИЛЕТКА. ПОНОЙ. КРУИЗ

"По морям и землям Дальнего Востока"
Круиз "По морям и землям Дальнего Востока"
1971 г .
    В 1970 году в институте начались исследования по новому пятилетнему плану. Наша группа и в этой пятилетке продолжала исследование гранитов. Полевые работы были посвящены изучению Верхнепонойского и Лаврентьевского массивов щелочных гранитов.
    В этом году ещё зимой Игорь Владимирович купил лодку с водометным мотором. Женя её разрезал так, чтобы можно было погрузить в самолёт АН-2. 17 июня Женя, И.Ф.Шикторин и В.В.Быков на самолёте АН-2 с лодкой и частью нашего груза вылетели в Краснощелье, а Игорь, я, М.П.Базанов и Н.А.Елина вместе с отрядом И.С.Рубинраута выехали на вездеходе. В Краснощелье мы встретились с передовой частью отряда. Ребята, лодка и груз уже ждали нас в Краснощелье. Здесь вездеход поступил в распоряжение И.С. Рубинраута, а мы погрузились на лодку с водомётным мотором, к которой прицепили резиновые лодки и поехали вниз по Поною до села Ивановка, где обустроили главную базу. Отсюда начали изучать Верхнепонойский массив. Мы выяснили, что массив имеет кольцевую форму и отчетливые рвущие контакты с гнейсами и сланцами кейвской серии.
    В один из дней, когда Игорь с Мишей Базановым и Ваней Шикториным брали пробу гранита, разразилась страшная гроза. Молнии сыпались почти непрерывно, вблизи места, где брали пробу, загорелся от молнии лес. Они быстро сумели загасить пожар.
    Но, что интересно, потом отряд пожарников замерил выгоревший участок леса, и каждому участнику, тушившему пожар, выдали премию в размере 3-х рублей 11 копеек.
    Изучив массив, 5 июля мы вернулись в Краснощелье, где нас ждал вездеход. Отряд И.С. Рубинраута и Н.А.Елина, закончив работы, улетели в Апатиты, а мы уже на вездеходе поехали на Лаврентьевский массив.
    На Лаврентьевском массиве составили геологическую карту, изучили рудные зоны, взяли пробы гранитов. Женя по рудным зонам массива собрал материал для курсовой работы. В Апатиты возвратились на вездеходе, по дороге ознакомившись с Ельозерским месторождением.
    После полевых работ в отпуск мы поехали всей семьёй (кроме бабушки Толи), купив путёвки в круиз "По морям и землям Дальнего Востока". Это было незабываемое путешествие. Во Владивосток мы летели на ТУ-104. В этом круизе участвовало и много наших друзей – апатитян: Д.Д.Мирская с дочкой Ирой, В.В.Любцов с женой В.В.Ртвеладзе, В.А.Тюремнов, В. Радкевич, И.С. Рубинраут с женой А.С.Кузнецовой. Всего на теплоходе "Урицкий" было около 300 туристов. Мы были определены в группу №6. Как потом выяснилось, наша группа была самая сильная и самая умная (победили всех в перетягивании каната и шахматах). Отличительным знаком нашей группы были голубые косыночки, которые носили вместо галстуков или повязывали ими голову.
    Но всё по порядку.
    Прибыв во Владивосток нас разместили на теплоходе. Мы получили четырехместную каюту №226 туристского класса "А". Оставив вещи в каюте, побежали искать ресторан, чтобы пообедать. Когда получили в ресторане меню, Игорь на всех нас заказал по порции икры морских ежей – такая экзотика! Увы – это оказалась порядочная гадость, насыщенная йодом.
    Из Владивостока мы отплыли 11 августа. После посещения бухты Сидими и острова Петрова – мы в Японском море. 13 августа – день рождения Игоря. Друзья выпустили по этому поводу стенгазету, а из Апатит получили радиограмму в стихах такого содержания:

В необычном отдалении
           Поздравляем с днём рождения.
           У восточных берегов
           Вновь родился наш Бельков.
           Желаем счастья в жизни личной
           И путешествовать отлично.
           Как теперь нам не напиться.
           Поздравляем – апатитцы.

Вечером в кают-компании устроили с друзьями маленький сабантуйчик. Игорь получил массу поздравительных радиограмм и подарок от капитана. А корабль плыл дальше к берегам Сахалина. На Сахалине высадили в порту Корсаков и на автобусах нас свозили в Южно-Сахалинск. На Сахалине поражают воображение гигантские размеры растений. Из Корсакова через Охотское море проплыли на Камчатку. Первая наша высадка была в бухте Русской – замечательно живописном районе Камчатки. В это время здесь была масса цветущих пионов и ирисов. В Петропавловске мы первым делом решили осмотреть вулкан Авача. В аэропорту Игорь договорился с лётчиками об облёте кратера вулкана на самолёте и нам посчастливилось наблюдать самое жерло вулкана. Это зрелище грандиозно и незабываемо. В Петропавловске мы побывали у памятника Витусу Берингу, Ш.Ф.Лаперузу, у шпиля "Слава", поставленному в 1854 году в честь защитников города, совершили прогулку вдоль крутого берега Тихого океана в районе "Трёх братьев" – трёх огромных скал, выступающих из вод океана. Гиды не рассчитали время приливов-отливов и наше путешествие пришлось на время прилива. Отдельные береговые выступы приходилось проходить вброд по довольно холодной воде. И с каким же огромным удовольствием после этой холодной прогулки мы окунулись в горячие источники Паратунки. Обратный путь из Петропавловска наш корабль держал вдоль Курильских островов по водам Тихого океана.
    На острове Парамушир мы поднимались до жерла действующего вулкана Эбеко. Поражает мрачная пасть кратера, свистящие фумаролы и сплошной туман, в котором мы чуть не заблудились.
    Остров Итуруп, самый крупный в Курильской гряде, покрыт бамбуковыми зарослями, в горных речках много рыбы. Мы наблюдали как горбуша идет на нерест, а на Рыбозаводе прямо кастрюлями ловили её, ели "пятиминутную" икру и варили уху.
    На острове Шикотан, что означает "лучшее место" – пышная растительность, много цветов. Всей компанией купались в бухте Церковной. А на последнем острове Курильской гряды – Кунашире наблюдали рокочущий пляж. Во Владивосток возвращались вдоль восточного берега японского острова Хоккайдо. Отдохнувшие, полные впечатлений в сентябре вернулись в родные края, Валера пошла в школу, Женя в университет, а мы включились в работу.
    Возвратившись из отпуска Игорю Владимировичу предложили выдвинуть свою кандидатуру на вакантную должность члена-корреспондента АН СССР по Кольскому филиалу по специальности "горное дело". Были подготовлены все документы. 16 октября 1970 года состоялось заседание Учёного совета Геологического института, на котором было принято решение: "В соответствии с №23 Устава Академии наук СССР от 12.09.1970г выдвинуть в члены-корреспонденты АН СССР доктора геолого-минералогических наук Белькова Игоря Владимировича на вакантное место, выделенное Кольскому филиалу АН СССР по специальности "горное дело", включая геологию".
    Решение Учёного совета вместе с требуемыми документами было направлено Президиумом КФАН академику М.В.Келдышу. В поддержку выдвижения было получено много отзывов из ИМГРЭ, ИГЕМ, СЗГУ, ГЕОХИ, ГИ Коми филиала АН СССР, Сибирского отделения АН СССР, указывающих о Белькове И.В., как хорошем организаторе науки, ведущем специалисте в области геологии, минералогии и металлогении докембрийских образований, указывалось также на тесную связь его научных исследований с практикой геологических работ.
    5.11.1970г. в газете "Известия" было сообщение о зарегистрированных кандидатурах в члены-корреспонденты АН СССР. По Кольскому филиалу АН СССР были зарегистрированы:
    Бельков Игорь Владимирович
    Нифонтов Борис Иванович
    Но, к сожалению, ни тот ни другой не заняли вакантного места.
    В конце 1970 года в городе Заполярном при участии Геологического института было организовано научно-техническое совещание по основным проблемам развития медно-никелевой промышленности на Кольском полуострове. В нем самое непосредственное участие принимал Игорь Владимирович. На этом совещании присутствовали: первый секретарь Мурманского Обкома КПСС – В.Н.Птицын, начальник СЗГУ – С.А.Голубев, начальник МГРЭ – К.Д.Беляев и др.
    В своей работе Игорь Владимирович много внимания уделял комплексному использованию полезных ископаемых Кольского полуострова, о чем свидетельствуют его статьи в газетах этого года: "Богатства недр – народу", "Наука и практика", участие в совместных работах с обогатителями и экономистами.