1963. БЕЛЫЕ ТУНДРЫ, КУБА

    Наш первый выезд на вездеходе был в 1963 году в район Белых тундр, где был известен массив щелочных гранитов. В составе отряда, кроме нас, были М.П.Базанов, Б.Н.Батраков, И.Ф.Шикторин и водитель вездехода Слава Кутузов – славный молодой человек. Он возил нас и в последующие полевые сезоны.
    Не имея достаточного опыта езды на вездеходе, в первый день мы доехали только до 82 км. проектируемой трассы железной дороги на Йоканьгу. В районе 82 км. составили карту небольшого массива микроклиновых гранитов и поехали дальше, переехав мост через реку Цагу, в направлении Панских высот, а затем вдоль их северного подножья к массиву Белых тундр. Здесь мы изучили контакт щелочных гранитов с основными породами и мелкозернистыми плагиогранитами. Среди плагиогранитов были обнаружены ксенолиты их эффузивных аналогов. Взяли пробы всех разновидностей гранитов и эффузивов. Позже для цирконов, выделенных из эффузивов, был определен их радиологический возраст – 3,1 млрд. лет.
    Домой возвращались по трассе, но уже через 102-й км.
    Следует отметить, что в 1951 году постановлением Совета министров СССР было положено начало строительства железнодорожной линии Апатиты – Кейвы – Поной с ответвлением к бухте Йоканьги. Строительство велось МВД. Эта стройка имела №509. В строительстве участвовало пять тысяч заключенных. В 1953 году в связи со смертью И.В.Сталина и амнистией большинства заключенных, а также передачи строительства в Главное управление железнодорожного строительства Министерства путей сообщения, строительство №509 было законсервировано. За период с 1951 года по 1953 год от станции Титан была проложена трасса железной дороги до 110 км, грунтовая дорога и линия связи – до 120 км. В районе 45 км. был обустроен штаб и городок 1-го отделения стройки. Дальше лагеря располагались на 59, 72, 82, 102, 119 и 137 км. В 1957 году, как я уже писала раньше, мы при проведении полевых работ использовали аэродром на 137 км., построенный в то время.
    Ещё в 1952 году Игорь Владимирович писал отцу, что в ближайшее время на Кейвы будем ездить поездом, но это не осуществилось. Строительство было заброшено и только часть трассы впоследствии была использована при строительстве дороги на Ревду.
    К 1963 году, когда мы попали на эту трассу, ещё сохранилась насыпь до 82 км., дальше шла грунтовая дорога, четко обозначенная телеграфными столбами. К этому времени проложенная трасса не всегда была пригодна даже для вездехода.
    В 1963 году из печати вышла монография Игоря Владимировича "Кианитовые сланцы свиты кейв". Редактор монографии профессор М.С.Точилин пишет:
    "Монография И.В.Белькова "Кианитовые сланцы свиты кейв" содержит разностороннюю характеристику замечательного метаморфического комплекса свиты кейв, с которым на Кольском полуострове связаны уникальные месторождения кианита.
    Длительная и сложная история геологического развития района Кейв, нашедшая отражение в многообразии форм проявления тектонических, магматических и метаморфических процессов, делает этот район одним из важнейших объектов для решения узловых вопросов геологии и стратиграфии северо-восточной части Балтийского щита, а также для исследований в области общегеологических проблем магматизма и метаморфизма.
    Предлагаемая вниманию читателей работа может служить одним из примеров того, как комплексный подход и последовательное применение стратиграфического принципа к изучению докембрийских сильно дислоцированных осадочно-метаморфических и магматических пород в сочетании с анализом структурных и иных соотношений различных геологических образований позволяет осуществить стратиграфическое расчленение немых метаморфических толщ, приблизиться к выяснению их первичных фациально-литологических особенностей, места и роли тектонических и магматических процессов при региональном и контактном метаморфизме и в конечном итоге к выявлению закономерностей размещения и формирования высокоглиноземистых метаморфических месторождений.
    Приведенный в работе И.В.Белькова обширный, богато иллюстрированный материал по геологии, тектонике, петрографии и метаморфизму свиты кейв, по геологии и минералогии крупнейших в мире месторождений кианита является новым крупным вкладом в познание докембрийских метаморфических комплексов Балтийского щита и их металлогении.
    Вместе с тем содержащиеся в работе теоретические выводы и обобщения, вытекающие из анализа фактического материала, представляют собой дальнейшее развитие теории метаморфизма подвижных зон.
    В монографии по-новому и более обоснованно решаются вопросы происхождения рельефа Кейв".
Гостиница "Habana libre"
Гостиница "Habana libre". 1963 г.

    Осенью 1963 года Игорь Владимирович и я были в Праге и на Кубе. В эту туристическую поездку мы вылетели из Москвы 26 октября самолетом ТУ-104 в Прагу. Здесь нам показали Старый город, побывали в Ратуше, на площади крестоносцев, на Карловом мосту, построенном в 1357 году и прекрасно сохранившемся. Вечером побывали в кабачке Швейка, где вся наша компания, состоявшая из 6 человек, выпила около 20 кружек пива. В Праге мы были 3 дня. 28 октября, после посещения кладбища, где похоронены советские воины, погибшие при освобождении Праги от фашистов, выехали в аэропорт. На Кубу летели с посадкой в Шенноне и Гандере. Из-за плохой погоды в Гандере просидели почти четыре часа и в Гавану вылетели поздно ночью. Летели в грозу, молнии сверкали почти непрерывно. Большинства пассажиров спало. К утру гроза стихла и мы с самолета наблюдали красивейший восход солнца. В Гавану мы прилетели в 8 часов утра по местному времени. После холодного севера мы очутились в объятиях жаркого юга.
    Нас поместили в прекрасной гостинице "Гавана либре". Это высотное здание, номера со всеми удобствами, есть бассейн. Из окна нашего номера было видно лазурное море. В Гаване осмотрели музеи, школьный городок, забирались на стелу памятника Хосе Марти, были на митинге, где выступал Фидель Кастро. Во всём чувствовалась недавняя революция и большая популярность среди народа Фиделя Кастро. Народ Кубы очень доброжелательный, веселый и музыкальный. Там, где собирается хотя бы три человека – начинаются песни и пляски. Особенно популярен танец ча-ча-ча.
     В один из вечеров посетили ночной бар "Тропикана". В 1-м отделении концерта были песни и танцы старой Гаваны, во 2-м – современные песни, которые сопровождались стриптизом.
    В окрестностях Гаваны посетили уютный домик Хемингуэя. В гостиной домика много различных сувениров, на стенах – чучела животных, его охотничьих трофеев из разных стран.
    Интересной были поездки в хозяйство "Лос-Пинос", заповедник крокодилов, на Плай-Херон – место высадки американского десанта.
Наша группа. Куба, 1963 г.
Наша группа. Куба, 1963 г.

    На Кубе замечательные пляжи, тянущиеся на многие километры. Чудесен пляж Варадеро: тёплое ласковое море, мелкий ракушняковый песок, в море масса раковин и кораллов. Накупались мы на Кубинских пляжах всласть. Красивая природа Кубы вдохновила Игоря Владимировича и приехав домой он написал целый ряд этюдов.
    Назад домой мы летели 7-го ноября. Отметили праздник припасенной заранее маленькой бутылочкой коньяка и пивом от авиакомпании. Мы вернулись в Москву, хорошо отдохнувшие и загорелые. Из Москвы позвонили домой и мама сообщила печальную новость – 30 октября умер папа Игоря – Владимир Иванович. Игорь сразу же полетел в Ташкент, а я поехала домой.
   
На главную             Дальше
Hosted by uCoz