Наш первый выезд на вездеходе был в 1963 году в район Белых тундр, где
был известен массив щелочных гранитов. В составе отряда, кроме нас,
были М.П.Базанов, Б.Н.Батраков, И.Ф.Шикторин и водитель вездехода Слава
Кутузов – славный молодой человек. Он возил нас и в
последующие полевые сезоны.
Не имея достаточного опыта езды на
вездеходе, в первый день мы доехали только до 82 км. проектируемой
трассы железной дороги на Йоканьгу. В районе 82 км. составили карту
небольшого массива микроклиновых гранитов и поехали дальше, переехав
мост через реку Цагу, в направлении Панских высот, а затем вдоль их
северного подножья к массиву Белых тундр. Здесь мы изучили контакт
щелочных гранитов с основными породами и мелкозернистыми
плагиогранитами. Среди плагиогранитов были обнаружены ксенолиты их
эффузивных аналогов. Взяли пробы всех разновидностей гранитов и
эффузивов. Позже для цирконов, выделенных из эффузивов, был определен
их радиологический возраст – 3,1 млрд. лет.
Домой возвращались по трассе, но уже через 102-й км.
Следует отметить, что в 1951 году
постановлением Совета министров СССР было положено начало строительства
железнодорожной линии Апатиты – Кейвы – Поной с
ответвлением к бухте Йоканьги. Строительство велось МВД. Эта стройка
имела №509. В строительстве участвовало пять тысяч заключенных. В 1953
году в связи со смертью И.В.Сталина и амнистией большинства
заключенных, а также передачи строительства в Главное управление
железнодорожного строительства Министерства путей сообщения,
строительство №509 было законсервировано. За период с 1951 года по 1953
год от станции Титан была проложена трасса железной дороги до 110 км,
грунтовая дорога и линия связи – до 120 км. В районе 45 км.
был обустроен штаб и городок 1-го отделения стройки. Дальше лагеря
располагались на 59, 72, 82, 102, 119 и 137 км. В 1957 году, как я уже
писала раньше, мы при проведении полевых работ использовали аэродром на
137 км., построенный в то время.
Ещё в 1952 году Игорь Владимирович писал отцу, что в ближайшее время на
Кейвы будем ездить поездом, но это не осуществилось. Строительство было
заброшено и только часть трассы впоследствии была использована при
строительстве дороги на Ревду.
К 1963 году, когда мы попали на эту
трассу, ещё сохранилась насыпь до 82 км., дальше шла грунтовая дорога,
четко обозначенная телеграфными столбами. К этому времени проложенная
трасса не всегда была пригодна даже для вездехода.
В 1963 году из печати вышла монография Игоря Владимировича "Кианитовые
сланцы свиты кейв". Редактор монографии профессор М.С.Точилин пишет:
"Монография И.В.Белькова
"Кианитовые сланцы свиты кейв" содержит разностороннюю характеристику
замечательного метаморфического комплекса свиты кейв, с которым на
Кольском полуострове связаны уникальные месторождения кианита.
Длительная и сложная история геологического развития района Кейв,
нашедшая отражение в многообразии форм проявления тектонических,
магматических и метаморфических процессов, делает этот район одним из
важнейших объектов для решения узловых вопросов геологии и стратиграфии
северо-восточной части Балтийского щита, а также для исследований в
области общегеологических проблем магматизма и метаморфизма.
Предлагаемая вниманию читателей работа
может служить одним из примеров того, как комплексный подход и
последовательное применение стратиграфического принципа к изучению
докембрийских сильно дислоцированных осадочно-метаморфических и
магматических пород в сочетании с анализом структурных и иных
соотношений различных геологических образований позволяет осуществить
стратиграфическое расчленение немых метаморфических толщ, приблизиться
к выяснению их первичных фациально-литологических особенностей, места и
роли тектонических и магматических процессов при региональном и
контактном метаморфизме и в конечном итоге к выявлению закономерностей
размещения и формирования высокоглиноземистых метаморфических
месторождений.
Приведенный в работе И.В.Белькова обширный, богато иллюстрированный
материал по геологии, тектонике, петрографии и метаморфизму свиты кейв,
по геологии и минералогии крупнейших в мире месторождений кианита
является новым крупным вкладом в познание докембрийских метаморфических
комплексов Балтийского щита и их металлогении.
Вместе с тем содержащиеся в работе
теоретические выводы и обобщения, вытекающие из анализа фактического
материала, представляют собой дальнейшее развитие теории метаморфизма
подвижных зон.
В монографии по-новому и более обоснованно решаются вопросы
происхождения рельефа Кейв".
Гостиница
"Habana libre". 1963 г.
|
Осенью 1963 года Игорь Владимирович и я
были в Праге и на Кубе. В эту туристическую поездку мы вылетели из
Москвы 26 октября самолетом ТУ-104 в Прагу. Здесь нам показали Старый
город, побывали в Ратуше, на площади крестоносцев, на Карловом мосту,
построенном в 1357 году и прекрасно сохранившемся. Вечером побывали в
кабачке Швейка, где вся наша компания, состоявшая из 6 человек, выпила
около 20 кружек пива. В Праге мы были 3 дня. 28 октября, после
посещения кладбища, где похоронены советские воины, погибшие при
освобождении Праги от фашистов, выехали в аэропорт. На Кубу летели с
посадкой в Шенноне и Гандере. Из-за плохой погоды в Гандере просидели
почти четыре часа и в Гавану вылетели поздно ночью. Летели в грозу,
молнии сверкали почти непрерывно. Большинства пассажиров спало. К утру
гроза стихла и мы с самолета наблюдали красивейший восход солнца. В
Гавану мы прилетели в 8 часов утра по местному времени. После холодного
севера мы очутились в объятиях жаркого юга.
Нас поместили в прекрасной
гостинице "Гавана либре". Это высотное здание, номера со всеми
удобствами, есть бассейн. Из окна нашего номера было видно лазурное
море. В Гаване осмотрели музеи, школьный городок, забирались на стелу
памятника Хосе Марти, были на митинге, где выступал Фидель Кастро. Во
всём чувствовалась недавняя революция и большая популярность среди
народа Фиделя Кастро. Народ Кубы очень доброжелательный, веселый и
музыкальный. Там, где собирается хотя бы три человека –
начинаются песни и пляски. Особенно популярен танец ча-ча-ча.
В один из вечеров посетили ночной бар "Тропикана". В 1-м отделении
концерта были песни и танцы старой Гаваны, во 2-м –
современные песни, которые сопровождались стриптизом.
В окрестностях Гаваны посетили уютный
домик Хемингуэя. В гостиной домика много различных сувениров, на стенах
– чучела животных, его охотничьих трофеев из разных стран.
Интересной были поездки в хозяйство "Лос-Пинос", заповедник крокодилов,
на Плай-Херон – место высадки американского десанта.
Наша
группа. Куба, 1963 г.
|
На Кубе замечательные пляжи, тянущиеся
на многие километры. Чудесен пляж Варадеро: тёплое ласковое море,
мелкий ракушняковый песок, в море масса раковин и кораллов. Накупались
мы на Кубинских пляжах всласть. Красивая природа Кубы вдохновила Игоря
Владимировича и приехав домой он написал целый ряд этюдов.
Назад домой мы летели 7-го ноября. Отметили праздник припасенной
заранее маленькой бутылочкой коньяка и пивом от авиакомпании. Мы
вернулись в Москву, хорошо отдохнувшие и загорелые. Из Москвы позвонили
домой и мама сообщила печальную новость – 30 октября умер
папа Игоря – Владимир Иванович. Игорь сразу же полетел в
Ташкент, а я поехала домой.