1968. МУРМАНСКИЙ БЛОК, ЧЕХОСЛОВАКИЯ

Всю первую половину 1968 года Игорь и я были заняты оформлением отчёта по теме "Петрография, вещественный состав и металлогения гранитоидов центральной части Кольского полуострова". Получился довольно объемистый труд в 733 машинописные страницы. Основные положения этого отчета были опубликованы в "Очерках по петрологии, минералогии и металлогении гранитов Кольского полуострова", вышедших из печати в этом же году.
    В отчете нами впервые была выдвинута и обоснована идея первичной гранитной земной коры, дана детальная характеристика гранитов с полными количественными данными породообразующих и акцессорных минералов, полученными при обработке средних проб.
    Защитив отчет, мы поехали на полевые работы в район озера Чудзъявр и западного окончания свиты колмозеро-воронья. Ехали мы на вездеходе со Славой Кутузовым. С нами опять ездил Женя, уже как студент-практикант, а также И.Ф.Шикторин и М.П.Базанов.
    Ехали мы сначала до 56 км. дороги по трассе Титан-Йоканьга, затем вдоль западного склона Ловозерских тундр, потом по дороге Ловозеро-Пулозеро до поворота к озеру Чудзъявр. Мы ещё дома наметили место лагеря у небольшой речки, впадающей в Чудзъявр. Дорога была длинной и к намеченному месту мы подъехали только в 2 часа ночи. Увы! Здесь разбить лагерь было нельзя. На намеченном нами месте за оградой стояли, нацеленные в небо, громадные ракеты. Пришлось искать другое место стоянки.
    Изучив породы района и их взаимоотношения, отобрав пробы гранитов, мы перебазировались в район к западу от среднего течения реки Вороньей. На вездеходе доехали до реки Вороньей, благополучно переплыли на её правый берег. Здесь, на Мурманском блоке, собрали пробы гранитов, изучили взаимоотношения гранитов с породами свиты колмозеро-воронья. На обратном пути нам надо было снова переплыть реку Воронья. И вот здесь, на середине реки, заглох мотор вездехода. Ниже по течению реки шумел порог, вездеход несло к нему. На левом берегу, в месте нашей переправы, была водомерная станция. Чтобы вытянуть вездеход, с водомерной станции выехали на моторной лодке. Но тут мотор вездехода завелся и он своим ходом вышел на берег, немного потрепав наши нервы.
    По возвращению с полевых работ Игорь Владимирович с докладом поехал на Международный геологический конгресс в Прагу, который должен был состояться с 16 по 25 августа. Его путешествие началось с неожиданной встречи. Когда он сел в поезд и зашел в своё купе, там его соседями оказались его первая жена – Людмила со своим мужем В.Огнёвым. Так они и доехали до Праги. Из Праги Игорь нам прислал открытку: "Третий день я в Праге. Доехали хорошо, устали. Живём в общежитии, я в комнате с Багдасаряном. Погода здесь неважная, часто дождь, туман, холод. Сегодня начинаем заседать. Пока организация неважная, много неясного. Скоро напишу ещё". Но этого "ещё" не получилось. Конгресс был прерван начавшимися беспорядками. В Прагу вошли наши танки. Советскую делегацию самолётами вывезли самолётами через Польшу.
    Я в это время была дома. По ночам включала приёмник и слушала "голос Америки", чтобы быть в курсе событий.
    И вот была моя радость, когда я услышала голос Игоря по телефону. Сразу спросила: ты где? Ответ был – в Москве. Раз в Москве, то это уже почти дома.
    Жаль, конечно, что конгресс не состоялся, не состоялись и экскурсии. Тезисы нашего доклада "Формации гранитоидов северо-восточной части Балтийского щита" были опубликованы в сборниках "Геология докембрия", Л. и "Вулканизм и тектоника", М., 1968г.